У меня есть государственный акт на землю в пос. Заварзино г. Томск,  а ещё есть выписка из похозяйственной книги на землю  в с. Тимирязевское. Кадастровые номера есть на оба участка.  Можно ли мне оформить землю по «Дачной амнистии»?

 

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Инесса Гончарова:

- Граждане могут воспользоваться «Дачной амнистией» и оформить право собственности на земельный участок при следующих обстоятельствах:

- если земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть до 29.10.2001);

- если вид разрешенного использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- если вид права такого земельного участка собственность,  пожизненное наследуемое владение,  постоянное (бессрочного) пользование либо, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права;

Документы-основания для государственной регистрации:

1) акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

2) акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на земельный участок (только в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.

Независимо от того на каком виде права был предоставлен земельный участок, с момента государственной регистрации возникает право собственности на земельные участки.

Для государственной регистрации права собственности на земельные участки необходимо  предоставить государственный акт на землю и выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

Предоставить указанные документы можно:

- лично либо через представителя (при наличии нотариальной доверенности), обратившись в  МФЦ. С графиком работы  отделов МФЦ можно ознакомиться на сайте md.tomsk.ru, региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра (rosreestr.gov.ru/).

 


 

 

Внесение сведений ЕГРН по инициативе заинтересованного лица

 

Когда меняются дополнительные сведения об объекте недвижимости или сведения о правообладателе, новые сведения должны включаться в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) без участия правообладателя в порядке межведомственного взаимодействия.

Если новые сведения не были включены, то любое заинтересованное лицо может самостоятельно подать заявление об их внесении в ЕГРН. Заявление можно подать, в частности, при изменении адреса объекта недвижимости, наименования организации, Ф.И.О. правообладателя или сведений о документе, удостоверяющем его личность.

 Орган регистрации прав, в течение трех рабочих дней со дня получения заявления самостоятельно  запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах местного самоуправления. В течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица орган регистрации прав направляет такому лицу уведомление о внесении сведений. В случае, если органы местного самоуправления или органы государственной власти уведомляют об отсутствии документов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос не поступил в установленный срок, то заинтересованному лицу будет отказано во внесении  сведений, о чём будет направлено уведомление.

 


 

 

Антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости

 

14 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

«Это пакет антикризисных мер, ориентированный на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости. Данные изменения подготовлены с учетом предложений Росреестра», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

В сфере регистрации недвижимости принятый закон исключает двойную проверку наличия правоустанавливающих документов на землю при вводе объекта в эксплуатацию. Ранее такая проверка по одному и тому же предмету должна была проводиться как со стороны уполномоченного органа, который принимает решение о вводе объекта в эксплуатацию, так и в рамках правовой экспертизы Росреестра.

«В целях повышения прозрачности процедуры государственного кадастрового учета и регистрации прав уточнены законодательные положения применительно к объектам в водоохранных зонах и в зонах затопления и подтопления, занимающих значительные по площади территории страны. Согласно новому закону требования о наличии инженерной защиты таких объектов и сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов, должны проверяться на стадии строительства и при вводе объектов в эксплуатацию, а не на стадии государственного кадастрового учета и регистрации прав», - прокомментировала Елена Золоткова.

Законом также предложен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 году. Для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности.

«Такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в том числе с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения залоговой базы», - отметила Елена Золоткова.

 

 


 

 

Электронные услуги

 

Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте  Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) посредством личного кабинета.

Посредством сервиса можно подать заявление на государственный кадастровый учет или государственную регистрацию права, а также запросить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Кроме того, возможности личного кабинета позволяют отслеживать статус исполнения заказанной услуги, получать и сохранять результаты проведенных учетно-регистрационных действий в разделе сервиса «Мои заявки».

Для осуществления юридически значимых действий потребуется электронная подпись. Получить сертификат электронной подписи можно в специальном удостоверяющем центре.

При предоставлении физическим лицам услуги по регистрации прав в электронном виде размер госпошлины сокращается на 30%.

Не стоит забывать и тот факт, что находясь в любом месте можно подать документы на государственную регистрацию в электронном виде на любой объект, т.е. при оказании электронных услуг работает принцип экстерриториальности, позволяющий экономить время и денежные средства.

«Управлением Росреестра по Томской области принято решение о сокращении срока осуществления государственной регистрации прав на недвижимость по документам, представленным в электронном виде, до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления.

 


 

 

Состоялась серия параллельных круглых столов в поддержку общественных инициатив Томской области

 

29 апреля 2022 года в Точке кипения прошло  мероприятие по грантовым программам Ростуризма и программам Фонда «Мой бизнес», посвящённое проблемным вопросам, с которыми сталкиваются инвесторы в ходе реализации своих проектов.  В мероприятии приняли участие руководство Управления Росреестра по Томской области, представители региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и профильных Фондов.

В рамках мероприятия была организована работа в группах в формате круглых столов, где руководство Управления провело консультационную работу в группе «Земельные вопросы». Рассмотрели вопросы в части выделения земельных участков (в аренду или пользование), целевого назначения земельных участков и прочее. Так, в частности, поступил вопрос от владельца районного кемпинга Евгения Сукача о том, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, на вид разрешенного использования, допускающий размещения кемпинга.

На вопрос ответила Анастасия Юркевич, начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области:

- Виды разрешенного использования земельного участка определяются в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.

В состав правил землепользования и застройки входят, в том числе, градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В случае, если земельный участок расположен в границах территориальной зоны, в которой предусмотрен вид разрешенного использования, допускающий размещение кемпинга, то правообладатель обращается в Управление Росреестра по Томской области с заявлением и соответствующим решением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.

В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности либо собственность на земельный участок не разграничена, то основанием для осуществления государственного кадастрового учета в части изменения вида разрешенного использования земельного участка является распорядительный акт уполномоченного органа об изменении вида разрешенного использования, который направляется уполномоченным органом в орган регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия.

Если вид разрешенного использования земельного участка, допускающий размещение кемпинга, отсутствует в перечне видов разрешенного использования, установленных правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования для территориальной зоны, то необходимо обратиться в уполномоченный орган муниципального района либо городского поселения с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования.

 


 

 

Способы уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственно регистрации прав, отказа в их осуществлении

 

Способы уведомления заявителей о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (далее ГКУ и (или) ГРП), отказа в их осуществлении установлены действующим законодательством. При этом заявители имеют право выбора способа.

Так, при личном обращении в орган регистрации прав с заявлением о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемыми к нему документами, заявителям при заполнении заявлений необходимо обратить внимание на графы, позволяющие выбрать способ уведомления о приостановлении ГКУ и (или) ГРП. Уведомление может быть направлено заявителю почтовым отправлением либо на адрес электронной почты, или в пункт приема МФЦ по месту подачи документов.

В случае если при личном обращении в орган регистрации прав заявление о ГКУ и (или) ГРП и прилагаемые к нему документы были представлены в отношении объекта недвижимости, расположенного на территории иного кадастрового округа, при этом заявитель в таком заявлении указал на необходимость получения уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП лично, то заявителю органом регистрации прав по месту приема заявления и документов выдается подписанное государственным регистратором прав органа регистрации прав, в котором были приняты документы для осуществления ГКУ и (или) ГРП, уведомление, оформленное на основании электронного документа, подготовленного и подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав, принявшего решение о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП. Оригинал уведомления о приостановлении и (или) об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП в указанном случае направляется заявителю органом регистрации прав, государственный регистратор прав которого принял решение, почтовым отправлением.

При наличии в заявлении о предоставлении государственной услуги сведений об адресе электронной почты заявителя ему не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления, направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации в форме электронного документа.

В случае если от имени правообладателя или стороны сделки при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав действует его представитель, уведомление направляется также и правообладателю, стороне сделки.

 


 

 

Порядок постановки на учёт бесхозяйного имущества

 

По общему правилу бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался.

В качестве бесхозяйной недвижимости на учет могут быть поставлены здания, сооружения, помещения, машино-места.

Для постановки на учет бесхозяйной недвижимости орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные объекты недвижимости, должен подать:

 1)заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей;

 2)необходимые документы:

 а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:

документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ;

б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:

заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Заявление и документы для постановки бесхозяйного объекта на учет подаются в Росреестр в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 10 ст. 32 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Если сведений об объекте недвижимости, который нужно учесть как бесхозяйный, нет в ЕГРН, то его принятие на учет будет проводиться одновременно с кадастровым учетом.

Необходимо отметить, что право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость признает суд. Для этого нужно сначала поставить имущество на учет как бесхозяйное. На учет его принимает орган регистрации прав. При этом заявление и необходимые документы подаются в порядке межведомственного взаимодействия.

Через год после постановки недвижимости на учет (по линейному объекту - по истечении трех месяцев) можно обращаться в суд с заявлением в порядке особого производства. При этом в отношении имущества не должно быть никакого спора. После того как суд признает право собственности, его нужно зарегистрировать.

 


 

 

Заседание Оперативного штаба по вопросам наполнения ЕГРН необходимыми сведениями

 

В конце апреля в Управлении Росреестра по Томской области (Управление) состоялось заседание Оперативного штаба по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и достоверными сведениями.

В совещании приняли участие: руководство Управления, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Томской области, представители отраслевых департаментов администрации Томской области, г. Томска, органов местного самоуправления.

В ходе заседания были подведены итоги деятельности по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями, заслушаны доклады руководства Управления и представителей ОМС Томской области, определены приоритетные направления дальнейшей деятельности для выполнения мероприятий по реализации Дорожной карты реализации мероприятий проекта «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» на территории Томской области на 2022-2024 годы.

«Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями является одним из ключевых направлений реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных», к которой Росреестр приступил в 2022 году. Результат этой работы в первую очередь зависит от активности и вовлеченности в процессы уполномоченных органов на уровне региона. Так, всеми органами местного самоуправления Томской области разработаны и утверждены планы-графики в разрезе муниципальных образований с указанием плановых значений выполнения работ по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН», - сообщила руководитель Управления Елена Золоткова.

Заместитель начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации Города Томска Юлия Туманова рассказала: «Мы стремимся донести до правообладателей информацию о том, что наличие сведений об их собственности в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести в ЕГРН данные правообладателей. Это необходимо, чтобы орган регистрации прав мог оперативно направлять в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров»

 


 

 

Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий соблюдения земельного законодательства в 2022 году

 

До конца 2022 года отменены плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Согласно постановлению Правительства РФ N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на внеплановые проверки для поддержки российского бизнеса.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внеплановые проверки будут проводиться при условии согласования с органами прокуратуры только в случае угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Внеплановые мероприятия будут проводиться без согласования с органами прокуратуры по поручению Президента и Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительства, согласованному с руководителем Аппарата Правительства РФ, а также по требованию прокурора.

Исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства, срок исполнения которых наступил после 10 марта 2022 года, автоматически продлевается на 90 дней со дня истечения срока исполнения.

Сохранится в 2022 году проведение мониторинговых мероприятий, не предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами. В случае выявления признаков нарушений в ходе таких мероприятий инспекторы будут принимать меры по предупреждению и профилактике нарушений.

Кроме того, в 2022 году не введены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении ими властных полномочий. Росреестр в установленном порядке продолжит осуществлять надзор за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 


 

 

Госпошлина за регистрацию соглашений о расторжении и дополнительных соглашений к договорам аренды

 

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

За государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей, организацией – 22 тыс. рублей.

За государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сделок с такими земельными участками государственная пошлина подлежит уплате в размере 350 рублей.

Указанные размеры государственной пошлины установлены за осуществление самостоятельных юридически значимых действий.

Таким образом, поскольку дополнительное соглашение и соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, то за совершение юридически значимого действия (государственной регистрации такого соглашения) должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

 


 

Отдельные вопросы применения Закона о «гаражной амнистии»

 

В целях оказания содействия гражданам в оформлении прав на гаражи и земельные участки под ними в рамках «гаражной амнистии» Росреестром подготовлены и размещены на официальном сайте Росреестра ответы на часто задаваемые   вопросы по применению Федерального закона от 5 апреля 2021 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закона о «гаражной амнистии»).

 С ответами можно ознакомиться при подготовке документов для оформления прав на объекты недвижимости.

Росреестр подробно  разъясняет порядок формирования земельного участка, оформления прав на него и гаражи, порядок изменения вида объекта капитального строительства (гаража) и прочие  вопросы.

Так, в частности, Росреестр разъяснил, что Закон о «гаражной амнистии» действует до 1 сентября 2026 года и не содержит ограничений в отношении количества гаражей и земельных участков, занятых такими гаражами, подлежащих оформлению в собственность.

В части лиц, которые вправе  обратиться за оформлением своих прав,  уточнено, что порядок предоставления земельных участков и гаражей распространяется и на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, а также на наследников членов гаражного кооператива при условии представления документов о наследстве.

Росреестр также указывает, что воспользоваться предлагаемым механизмом Закона о «гаражной амнистии» возможно только в случае одновременного осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на гараж и земельный участок, на котором он расположен. Приобретение в собственность бесплатно исключительно гаража в рамках «гаражной амнистии» возможно в случае, если расположенный под таким гаражом земельный участок (ограниченный в обороте) предоставляется на праве аренды.

 


 

 

Бесплатное выездное обслуживание для ветеранов и инвалидов ВОВ

 

Специалисты Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Томской области для участников, ветеранов ВОВ, локальных войн и тружеников тыла осуществляют бесплатное выездное обслуживание в течение всего года. Не выходя из дома можно получить весь спектр услуг по работе с объектами недвижимости:

 •        выезд к заявителю с целью приема заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав объектов недвижимости, заявлений об исправлении технических ошибок в записях ЕГРН;

•        курьерская доставка документов, которые подлежат выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав и по результатам рассмотрения запросов о предоставлении сведений из ЕГРН;

•        выезд к заявителю с целью доставки запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и прилагаемых к ним документов к месту оказания государственных услуг.

«Услуга оказывается только в отношении объектов недвижимости, собственниками которых являются ветераны и инвалиды ВОВ. Также для участников, ветеранов ВОВ, локальных войн и тружеников тыла 6 мая в Управлении Росреестра по Томской области и его территориальных отделах состоится день открытых дверей по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», - прокомментировала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

В настоящее время выезд к заявителям осуществляется на территории г. Томска, г. Северска, п. Зональная станция, п. Предтеченск, с. Корнилово, д. Черная Речка, д. Кисловка, с. Богашево, с. Кафтанчиково, д. Лоскутово, п. Светлый.​

Заявку на оказание таких услуг можно оформить как онлайн, так и офлайн. В электронном виде сделать это можно на сайте https://svo.kadastr.ru/, выбрав нужную область, город и необходимую услугу, авторизовавшись через учетную запись Госуслуг. Также можно обратиться по телефону: 8(3822)46-78-71(2019), или по электронной почте: NPancheva@70.kadastr.ru.

 «Получив заявку, сотрудники свяжутся с вами для уточнения времени и места выезда, а также расскажут про перечень необходимых документов для оказания услуги», - отметил Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области.

 

 

Просмотров: 971
Источник: Управление Росреестра по Томской области